…р, помещали его раньше чжоукоудяньского человека  прямоходяще-
го. Но нащ собственный анализ фауны, стратиграфии стоянки и  палеомагнетичес-
кой датировки показывают, что  хронологические  рамки  ланьтяньского  человека
прямоходящего частично совпадают с временными рамками чжоукодяньского челове-
ка прямоходящего. То же самое относится и к челюсти  человека  прямоходящего,
найденной в Ланьтяне.
     Однако мы не настаиваем, что череп ланьтяньского человека  прямоходящего
синхронен человеку прямоходящему из местонахождения 1 Чжоукоудяня. Следуя на-
шей стандартной продцедуре мы просто расширили  возможные  временные  границы
примитивного ланьтяньского человека  прямоходящего,  чтобы  включить  периоды
времени, представленный пребыванием Чжоукоудянем.
     Итак у следующих гоминил частично перекрываются возможные временные гра-
ницы в середине среднего плейстоцена  (1) ланьтяньский  человек,  примитивный
человек прямоходящий; (2) пекинский человек, более развитый человек  прямохо-
дящий; (3) тонгзийский человек, описываемый как человек разумный. Мы не  нас-
таиваем на том, что эти существа действительно  жили  одновременно.  Возможно
они жили одновременно, возможно и нет. Мы настаиваем на единственном  -  уче-
ные не должны делать предположение о том, что эти гоминиды определенно не со-
существовали просто на основе морфологических различий последних.  Но  именно
так и произошло: ученые разместили китайские ископаемые гоминиды в хронологи-
ческой эволюционной последовательности, опираясь прежде всего  на  физический
тип. Подобная методология обеспечивает то,  что  ни  одно  ископаемое  свиде-
тельство никогда не выпадет из  царства  ожиданий  эволюционистов.  Используя
морфологические различия окаменелостей гоминид для того, чтобы привести  про-
тиворечивые стратиграфические, химические,  радиометрические,  геомагнетичес-
кие датировки, а также датировки фауны в  согласии  с  желаемой  эволюционной
последовательностью, палеонтропологи сделали так, что их  предвзятые  концеп-
ции затемнили другие возможные мнения.
 
                    Другие открытия в Китае.
 
     В 1956 году крестьяне, добывая удобрения в пещере  у  Мабы  в  провинции
Гуандун в Южном Китае, нашли череп, который явно принадлежал примитивному че-
ловеку. Кажется, что, в основном, все сходятся в том, что череп из Мабы - это
человек разумный с некоторыми неандерталоидными чертами.
     Легко заметить, что ученые в соответствии со своими эволюционисткими ожи-
даниями хотели бы поместить образец из Мабы в самый конец среднего плейстоце-
на или даже в начало позднего плейстоцена после человека прямоходящего.  Хотя
Маба может быть таким поздним, как начало позднего плейстоцена найденные  там
кости животных принадлежали млекопитающим, которые жили не только  в  позднем
плейстоцене, но и в среднем и даже в раннем плейстоцене.  Кажется,  что  лишь
морфология останков гоминид является главным объяснением отнесения пещеры Ма-
бы к самому концу среднего плейстоцена или к началу позднего плейстоцена.
     Дополняя наш список, мы обнаруживаем теперь пересечение временных отрез-
ков в середине среднего плейстоцена у: (1) примитивного человека прямоходяще-
го (Ланьтянь); (2) человека прямоходящего (Джоукоудянь); (3) человека  разум-
ного (Тангзи); (4) человека разумного с чертами неадертальца (Маба).
     Возможность того, что человек прямоходящий и другие более развитые гоми-
ниды могли сосуществовать в Китае подбрасывает новые дрова в костер  противо-
речивых мнений о том, кто же действительно разбивал черепные  коробки  пекин-
ского человека и кто делал развитые каменные орудия  из  местонахождения  (1)
Чжоукоудяня. Могли ли несколько  гоминид  разного  уровня  развития  действи-
тельно сосуществовать в середине среднего плейстоцена. Мы не  отрицаем  этого
категорически, но доступные теперь данные определенно говорят о такой возмож-
ности. При изучении научной литературы мы не встретились  ни  с  одной  ясной
причиной, по которой можно было бы отвергнуть  такое  сосуществование,  кроме
того факта, что эти особи не сходны морфологически.
     Конечно же некоторые заявят, что факт человеческой эволюции вне  всякого
сомнения был так убедительно обоснован, что датирование гоминид по их  морфо-
логии полностью оправдано. Но мы считаем, что  такие  заявления  не  выдержат
тщательного критического разбора, как мы продемонстрировали в главах 2-7 мно-
жество доказательств, противоречащих текущим идеям о  человеческой  эволюции,
- о них было умолчано или забыто. Более того, ученые систематически  смотрели
сквозь пальцы на несовершенство открытий, которые  предположительно  подтвер-
ждали современные эволюционные гипотезы. Если бы крестьяне, которые  добывали
удобрения в какой-нибудь китайской пещере нашли человеческий череп  вместе  с
плиоценовой фауной, ученые несомненно бы заявили, что для проведения адекват-
ных стратиграфических исследований там не было компетентных наблюдателей.  Но
так как череп  Маба  мог  подойти  под  стандартную  эволюционную  последова-
тельность, никто не возражает такому виду открытия.
     Даже после того, как человек узнает о большой спорности практики  морфо-
логического датирования, он может удивиться, как часто  она  используется.  В
области исследований человеческой эволюции в Китае это является  не  исключе-
нием, а правилом. Верхняя челюсть человека  разумного,  найденная  рабочими  в
1956 году в Лондоне в округе Чаньян в провинции Хубэй в Южном Китае дала мно-
гим специалистам благоприятную возможность для  морфологического  датирования
без всякого смущения. Верхняя челюсть, принадлежащая, как было решено,  чело-
веку разумному с некоторыми примитивными чертами была найдена в ассоциации  с
типичной южнокитайсокой среднеплейстоценовой фауны, включая айлуроподу  (пан-
да) и стегодона (вымерший слон). В 1962 году Чан Кван-Чин из Яльского универ-
ситета писал: "В основном считается, что эта фауна принадлежит среднему плей-
стоцену, а ученые, работающие в пещере полагают, что она  относится  к  концу
среднего плейстоцена, так как морфология челюсти показывает  менее  примитив-
ные черты, чем у синантропа". Ясно, что главным  объяснением  того,  что  Чан
приписал чаньянскому человеку разумному дату, которая современнее,  чем  дата
человека прямоходящего, были морфологические признаки.
     В 1981 году Д.С.Эйгнер присоединяется со своим  утверждением:  "Среднеп-
лейстоценовый возраст фаауны предполагается некоторыми из-за присутствия  го-
минид, которые рассматриваются как почти человек разумный, он и указывает  на
позднюю датировку этого периода". Удивительно,  что  ученые  могут  выступать
против данных по поводу Чаньяна, даже на рассматривая возможности  того,  что
человек разумный мог сосуществовать с человеком прямоходящим. В 1931 году сэр
Артур Кейт писал по поводу этого: "В прошлом так часто случалось, что  откры-
тие останков человека в каком-нибудь отложении влияло на мнение экпертов  от-
носительно их возраста была тенденция  интерпретировать  геологические  факты
так, чтобы они не сталкивались по-скандальному с теорией недавнего  происхож-
дения человека".
     В 1958 году  рабочие  нашли  окаменелости  человека  в  пещере  Лиуян  в
Гуанси-Чжуанском автономном районе в Южном Китае. Они нашли  череп,  позвоноч-
ник, ребра, тазовые кости и правую бедренную кость. Эти остатки  анатомически
современного человека были найдены вместе  с  типичной  стегодонайлуроподской
фауной, что определяет хронологические рамки этой стоянки всем средним  плей-
стоценом. Но китайские ученые отнесли человеческие кости к позднему  плейсто-
цену главным образом из-за из развитой морфологии.
     На стоянке Дали в провинции Шанси был  найден  череп,  класифицированный
как человек разумный с примитивными чертами. Далийская фауна включает в  себя
животных, которые типичны для среднего плейстоцена и более ранних периодов.
     Некоторые китайские палеоантропологи предположили, что Дали  принадлежит
к концу среднего плейстоцена, хотя это можно принять для человеческого  чере-
па, но сопутствующая фауна не указывает на дату.  Лучше  будет  предположить,
что возможные временные рамки далийского человека разумного  простираются  до
среднего плейстоцена, перекрывая опять-таки пекинского человека  из  местона-
хождения 1 из Чжоукоудяня.
     Таким образом, мы пришли к заключению, что пекинский человек  прямоходя-
щий из местонахождения 1 Чжоукоудяня, возможно, мог жить в одно и то же  вре-
мя с различными гоминидами: ранним человеком разумным (с  некоторыми  чертами
неадертальца), Homo sapiens sapiens'ом и примитивным  человеком  прямоходящим
(рисунок 10.2).
     Пытаясь разобрать этот затор из-за среднеплейстоценовых  гоминид  ученые
постоянно использовали морфологию окаменелостей гоминид, чтобы  отобрать  же-
лаемые даты внутри общих возможных временных рамок фауны этих стоянок.  Таким
образом, они могли сохранить эволюционное  развитие  гоминид.  Примечательно,
что эта искусственно построенная последовательность, сделанная, чтобы  подой-
ти под эволюционистские ожидание, затем используется как доказательство эволю-
ционных гипотез.
     Например, как мы это показывали несколько раз, возможные временные  рам-
ки человека разумного, простирающиеся от середины среднего плейстоцена  (син-
хронно с пекинским человеком) до позднего плейстоцена сдвигались в более поз-
дний конец хронологических рамок. Точно также был бы оправдан выбор  середины
среднего плейстоцена, который находится внутри возможных временных рамок, хо-
тя это даже противоречит упованиям эволюционистов.
 
 Рисунок (10.2)
------------------T--------------------------------------------------------¬
¦                ¦                     ПЛЕЙСТОЦЕН                       ¦
¦                +------------------T------------------T------------------+
¦                ¦    Ранний       ¦        Средний  ¦        Поздний   ¦
¦Местонахождение и+------------------+------------------+------------------+
¦гоминиды        ¦Начало Серед Конец¦Начало Серед Конец¦Начало Серед Конец¦
+-----------------+------------------+------------------+------------------+
¦Гонванлин/ранний ¦                 ¦      ¦    ¦     ¦                 ¦
¦человек разумный ¦                 ¦******¦*****¦    ¦                 ¦
¦Ченчиаво/человек ¦                 ¦      ¦    ¦     ¦                 ¦
¦прямоходящий    ¦                 ¦######¦*****¦    ¦                 ¦
¦Местонахождение 1¦                 ¦      ¦    ¦     ¦                 ¦
¦Чжоукоудяня/чело-¦                 ¦      ¦    ¦     ¦                 ¦
¦век прямоходящий ¦                 ¦      ¦*****¦    ¦                 ¦
¦Чаньянь/ранний   ¦                 ¦      ¦    ¦     ¦                 ¦
¦человек разумныый¦                 ¦######¦#####¦*****¦*****           ¦
¦Маба/человек ра- ¦                 ¦      ¦    ¦     ¦                 ¦
¦зумный(Неандерта-¦                 ¦      ¦    ¦     ¦                 ¦
¦лоид)           ¦##################¦######¦#####¦#####¦*****           ¦
¦Дали/человек разу¦                 ¦      ¦    ¦     ¦                 ¦
¦мный            ¦                 ¦######¦#####¦*****¦*****           ¦
¦Тонгзи/человек ра¦                 ¦      ¦    ¦     ¦                 ¦
¦зумный          ¦                 ¦######¦#####¦#####¦******************¦
¦Лиучжань/Homo sa-¦                 ¦      ¦    ¦     ¦                 ¦
¦piens sapiens    ¦                 ¦######¦#####¦#####¦      ************¦
L-----------------+------------------+------------------+-------------------
Показанные возможные временные отрезки китайских гоминид, определенные по со-
путствующим им фаунам млекопитающих. Ученые определяли  даты  гоминид  внутри
возможных временных рамок так, чтобы подтвердить свои  эволюционистские  чая-
ния. Такие даты, показаны темной частью каждой полосы. Например, хотя  време-
ные рамки фауны стоянки Мабы простираются от раннего  плейстоцена  до  начала
позднего плейстоцена, ученые использовали присутствие неандерталоидного чере-
па, чтобы закрепить дату места за позднейшей  частью  временного  отрезка.  В
Лиуяне окаменелости человека были датированы вообще  за  пределами  временных
рамок фауны. Этот феномен называется датированием по морфологии.  Но  отбросив
эволюционистские чаяния, данные фауны указывают на возможность того, что  все
гоминиды жили одновременно с  человеком  прямоходящим  из  местонахождения  1
Чжоукоудяня в середине среднего плейстоцена (темная вертикальная полоса).
 
 
 
     Мы закончили наш обзор открытий ископаемых гоминид в  Китае  несколькими
стоянками, относящимися к раннему плейстоцену. В Юаньмоу в провинции  Юньнань
на юго-западе Китая геологи нашли два зуба (резца) гоминид. По словам  китай-
ских ученых они более примитивны, чем зубы пекинского человека. Как полагают,
зубы принадлежали человеку прямоходящему, предку пекинского  человека,  очень
примитивному человеку прямоходящему, потомку азиатского австралопитека.
     Позднее в Юаньмоу были найдены каменные орудия:  три  скребка,  каменное
ядрище, отщеп и кварцитовый наконечник.  Опубликованные  рисунки  показывают,
что эти три орудия очень похожи на европейские эолиты  и  орудия  олдувайской
индустрии из Восточной Африки. Вместе с орудиями и человеческими резцами  бы-
ли найдены слои золы с окаменелостями млекопитающих.
     Возраст пласта, в котором были найдены резцы, по  приблизительно  палео-
магнетической датировке равняются 1,7 миллионов лет с возможными  рамками  от
1,6 до 1,8 миллионов лет. Эта дата была оспорена, но ведущие  китайские  уче-
ные продолжают принимать ее, указывая, что возраст окаменелостей  млекопитаю-
щих согласуется с раннеплейстоценовым возрастом стоянки.
     Однако, с раннеплейстоценовым возрастом юаньмоуского человека прямоходя-
щего возникают проблемы. Считается, что человек прямоходящий возник из  чело-
века умелого в Африке около 1,5  миллионов  лет  назад,  и  затем  мигрировал
дальше около 1,0 миллионов лет назад. Считается, что человек умелый не  поки-
дал пределов Африки. Оценка Джиа возраста  юаньмоуского  гоминида  подразуме-
вает независимое происхождение человека прямоходящего в Китае.  Кажется,  что
Джиа говорит о присутствии в Китае австралопитека или  человека  умелого  2,0
миллиона лет назад, что запрещено текущей теорией.
    Льюис Эрбенфорд и Нэнси Стоун написали  по  этому  поводу  в  1986  году:
"Необходимо заметить, что многие китайские ученые до сих являются  привержен-
цами идеи о том, что человек эволюционировал в Азии. Этот взгляд  содействует
готовности многих принимать без критики очень ранние даты китайских стоянок и
исследовать возможность того, что каменное орудие находят в плиоценовых отло-
жениях". Но можно также сказать, что  из-за  приверженности  западных  ученых
к идеи о том, что человек эволюционировал в Африке  они  некритически  отвер-
гают очень ранние даты окаменелостей гоминид и артефактов, находимых по  все-
му миру.
     Как было упомянуто выше, нет нужды предполагать, Азия  или  Африка  были
центрами эволюции. Существует, как показано в предыдущих главах,  огромнейшее
количество фактов (большинство которых обнаружено профессиональными учеными),
предполагающих, что человек современного типа жил на  разных  континентах,  в
том числе и в Южной Америке, на протяжении десятков миллионов лет. В  течение
того же самого периода, как тоже показывают факты, жили различные  обезьянопо-
добные существа, некоторые из них были более похожи на человека, чем другие.
     Снова встает вопрос об аномальных культурных останках, которые мы обсуж-
дали в главах 2-6: почему мы должны приписывать раннеплейстоценовые  каменные
орудия и следы огня в Юаньмоу примитивному человеку прямоходящему?
     Орудия и следы огня не были найдены рядом с зубами человека прямоходяще-
го. Более того, существуют факты в самом Китае и других частях света,  говоря-
щие о том, что человек разумный существовал в раннем плейстоцене и еще раньше.
     В 1960 году Джиа Лампо исследовал раннеплейстоценовый песок и  отложения
в Сихолду в северной провинции Шаньси. Он нашел три камня со следами  нанесе-
ния ударов, а в 1961 и 1962 годах было обнаружено еще  несколько  артефактов.
По останкам раннеплейстоценовой фауны стоянка была  датирована  более  чем  1
миллионом лет. Палеомагнетическое указывает на возраст 1,8 миллионов  лет.  В
Сихолду были найдены также изрезанные кости и следы огня. Джиа считал, что за
артефакты и огонь ответственность несет австралопитек. Но  сейчас  считается,
что австралопитеки не разводили огня. Считается, что единственными  гоминида-
ми, которые могли использовать его, является человек прямоходящий, неандерта-
лец и человек разумный.
     Д.С.Эйгнер, как можно хорошо себе представить, не согласилась с  данными
Джиа: "Несмотря на  сильное  подтверждение  раннеплейстоценовой  человеческой
деятельности в Северном Китае, которое заявляют по поводу Сихолду, я  не  ре-
шаюсь принимать определенно материалы того времени. ... Если  Сихолду  прове-
рен, то тогда люди заняли север Китая около 1.000.000 лет назад и использова-
ли огонь. Это поставит под вопрос некоторые из наших предположений и  о  ходе
человеческой эволюции, и  об  адаптационных  способностях  первых  гоминидов".
Если, однако, отказаться от текущих предположений, то тогда открываются инте-
ресные возможности.
      На этом наш обзор находок в Китае заканчивается. Как мы увидели,  опре-
деление возраста ископаемых гоминид искажено "морфологическим  датированием".
Когда эти возрасты были приведены в порядок, чтобы отразить разумные  времен-
ные границы фауны, весь набор фактов не может подтвердить эволюционную  гипо-
тезу. Более того, эти факты согласуются с  предположением,  что  анатомически
современные люди сосуществовали с различными человекоподобными существами  на
протяжение всего плейстоцена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                               Глава 11.
 
                      Современный обезьяно-человек.
 
     Делая обзор ископаемых гоминид в Китае, мы нашли следы  того,  что  люди
могли сосуществовать с  более  обезьяно-подобными  гоминидами  на  протяжении
плейстоцена. Это может соответствовать действительности даже сегодня. За пос-
ледние примерно 100 лет исследователи собрали вещественные доказательства то-
го, что существа, похожие на неандертальцев, людей прямоходящих и австралопи-
теков даже сейчас ибитают в отдаленных частях света.
     Профессиональные ученые (1) видели диких людей  в  природе,  (2)  видели
захваченные живые образцы, (3) видели умершие образцы и  (4)  собрали  вещес-
твенные доказательства существования диких людей, в том числе сотни  отпечат-
ков ног. Они также опросили свидетелей - неученых и исследовали огромное ко-
личество преданий о диком человеке, которое находится в древней литературе  и
традиции.
 
                           Криптозоология.
 
     Некоторые исследователи изучают таких существ, как дикие люди, в разде-
ле науки - криптозоология. Криптозоология (сам  термин  ввел  в  употребление
французский зоолог Бернан Хеувелманс) занимается научным  изучением  вида,  о
существовании которых уже сообщалось, но полностью это не документировалось.
Греческое слово kryptos означает "тайный, скрытый", так что  "криптозоология"
буквально означает "изучение тайных животных". Существует  международное  об-
щество криптозоологии, в совет директоров  которого  входят  профессиональные
биологи, зоологи и палеоантропологи из университетов  и  музеев  всего  мира.
Целью этого общества, как написано в его журнале  "Криптозоологии",  является
"исследование, анализ, публикация и обсуждение всех вопросов,  относящихся  к
животным неожидаемых форм или размерам, или их появления в неожиданном  месте
или времени". В типичном номере "Криптозоологии" обычно содержится  одна  или
две статьи ученых о диких людях.
     Действительно ли возможно существование  неизвестных  видов  гоминид  на
этой планете? Многие не смогут поверить в это по двум причинам. Они полагают,
что каждый дюйм земли тщательно исследован. И они также считают, что  у  уче-
ных есть полная опись всех видов современных животных земли. Оба  предположе-
ния не верны.
     Во-первых, даже в такой стране, как Соединенные Штаты, остаются  обширные
незаселенные территории, куда редко заезжают люди. В частности, на северо-за-
паде Соединенных Штатов все  еще  есть  большие  гористые  регионы,  покрытые
сплошными лесами, куда, хотя их сняли с воздуха, редко проникает человек.
     Во-вторых, каждый год все еще открывают  удивительное  количество  новых
видов - по самым скромным оценкам  около  5  тысяч.  Как  можно  подозревать,
большая часть из них около 4 тысяч - это насекомые. Все же в 1983  году  Хеу-
велманс заметил: "Совсем недавно в середине 1970 годов каждый  год  открывали
примерно 112 видов рыб, 18 новых видов пресмыкающихся, около 10  новых  видов
земноводных, такое же количество млекопитающих и 3 или 4 новых вида птиц".
 
                       Дикие люди из Европы.
 
     Сообщение о диких людях исходят из глубины веков. На  многих  произведе-
ниях искусства древних греков, римлян, карфагенцев и этрусков содержатся  об-
разцы получеловеческих существ. Например, в музее древнейшей истории  в  Риме
есть этруский серебряный шар, на котором можно видеть между охотниками на ло-
шадях фигуру большого существа, похожего на обезьяно-человека. В средние  ве-
ка в европейском искусстве и архитектуре продолжали изображать  диких  людей.
Страницы из "Псалтыря королевы Марии", составленного в XIV  столетии  показы-
вают очень реалистично изображенного волосатого дикого человека, на  которого
налетает стая собак.
 
                       Северо-запад Северной Америки.
 
     На протяжении столетий индейцы северо-западной части Соединенных  Штатов
и западной части Канады верили в реальность диких людей, известных под разны-
ми именами, таких, как Сасквоч. В 1792 году испанский ботаник натуралист  Жо-
зе Мариано Мозино, описывая индейцев Нутки у острова Ванкувер в  Канаде,  пи-
сал: "Я не знаю, что сказать о Матлоксе, обитателе гористого района,  который
наводит на всех неимоверный страх. Воображают, что у него тело чудовища, пок-
рытое жесткой черной щетиной; голова похожа на  человеческую,  но  с  клыками
значительно более острыми, сильными и большими, чем  клыки  медведя;  у  него
чрезвычайно длинные руки; на пальцах рук и ног длинные согнутые когти".
     Президент США Теодор Рузвельт  включил  интригующее  сообщение  в  книгу
"Охотник безжизненных просторов"(1906 год). Инцидент произошел в горах  Бит-
террут, между штатами Идахо и Монтано. Из этого региона до сих пор  поступают
сообщения о диком человеке.
     По словам Рузвельта, в середине XIX века ловец по имени Бауман  со  своим
компаньоном исследовали одно особо дикое и пустое ущелье.  Какое-то  неизвес-
тное существо несколько раз опустошало их лагерь: ночью, когда они  не  могли
ясно видеть это большое животное, и днем, когда их там не было. Однажды  Бау-
ман нашел в лагере труп своего товарища. Очевидно, он был  убит  этим  сущес-
твом, которое оставило свои следы, очень похожие на человеческие.  В  отличие
от медведя, который обычно ходит на четырех лапах,  это  существо  ходило  на
двух.
     Если брать историю Баумана саму по  себе,  то  это  не  очень  впечатли-
тельное свидетельство существования диких людей в Северной Америке,  но  если
ее рассматривать вместе с более убедительными  сообщениями,  она  приобретает
большую важность.
     4 июня 1884 года в "Колонисте", газете, выходящей в Виктории  в  Британ-
ской Колумбии, была опубликована статья о странном существе, схваченном у го-
рода Яля. "Колонист" сообщал: ""Джако", как назвали это существо те, кто  его
схватил, напоминает гориллу примерно 4 фута и 7 дюймов в высоту и весит 127
футов. У него длинная черная густая шерсть, и он похож на человеческое  сущес-
тво за одним исключением: все его тело кроме кистей (или лап) и ступней  пок-
рыто лоснящимися волосами примерно в дюйм длиной. Его предплечье  значительно
больше, чем предплечье человека, и он экстраординарно силен."
     То, что это существо не горилла, кажется ясным, так как его вес  слишком
мал. Можно предположить, что Джако был шимпанзе, но эта идея  рассматривалась
и была отвергнута лицами, которые хорошо знали Джако. В 1961  году  зоолог
Иван Сандерсон упоминает "комментарий, приведенный в другой  газете,  который
появился вскоре же после опубликования первой статьи, и в нем  спрашивалось...
как кто-то мог предположить, что этот "Джако" мог быть шимпанзе, бежавшим  из
цирка". Из того же самого района поступали другие сообщения о существах,  по-
добных Джако. Например, Александер Андерсен из "Компании  Гудзонова  Залива",
сообщал, что какие-то человекоподобные волосатые  существа  швыряли  камни  в
членов его экспедиции, когда они в 1864 году делали съемку торгового пути.
     В 1901 году Майк Кинг, хорошо известный лесопромышленник работал в отде-
ланном районе в северной части острова Ванкувер. Когда Кинг поднялся на  один
мост, то заметил большое человекоподобное существо, покрытое красновато-корич-
невым мехом. Это существо мыло какие-то коренья на берегу реки  и  складывало
их в две правильные кучи за собой. Затем существо  убежало,  причем,  бежало,
как человек. Осмотренные Кингом следы были определенно человеческими  за  ис-
ключением "феноменально длинных и растопыренных пальцев". В 1941  году  члены
семьи Чапмэнов встретились с диким человеком на ручье Руби в Британской коло-
нии. В один солнечный летний вечер старший сын миссис Чапмэн предупредил ее о
присутствии большого животного, которое выбирается из  леса  около  их  дома.
Сначала она думала, что это был большой медведь. Но потом, к  ее  величайшему
ужасу она увидела, что это был гиганский человек, весь покрытый желтовато-ко-
ричневой шерстью. Шерсть была около 4 дюймов в длину.  Существо  направлялось
прямо к дому, и миссис Чапмэн, собрав 3-х детей бросилась вниз по ручью к де-
ревне.
     В октябре 1955 года мистер Уильям  Рой,  который  провел  большую  часть
своей жизни, охотясь на диких животных и наблюдая  за  их  привычками,  также
встретился с диким человеком. Это произошло около маленького городка под наз-
ванием Тит-Джаон-Кэтч в Британской Колумбии. Однажды,  как  говорил  Рой  под
присягой, он поднимался на Слюдяную гору к старой заброшенной шахте и  увидел
на расстоянии около 75 ярдов нечто, что сначала он принял за  медведя.  Когда
это существо подошло поближе, и его можно было ясно видеть,  Рой  понял,  что
это было нечто иное: "Мое первое впечатление было таким: это огромный человек,
высотой около 6 футов, почти 3 фута в ширину, и, возможно, весящий около 300
футов. С головы до пят он был покрыт темно-коричневой шерстью, серебристой на
конце. Но когда он подошел ближе, я увидел по груди, что это была женщина."
     В 1967 году в районе ручья Блафф в Северной Калифорнии Роджер Патерсон и
Боб Гимлин сумели снять короткий цветной фильм о Сасквач,  существе  женского
пола. Они также сделали слепки ее следов, длиною в 14 дюймов.
     Об этом фильме было выражено несколько мнений. В то время как одни спе-
циалисты говорили, что это подделка, другие уверяли, что они думают, что это
является хорошим доказательством реальности  Сасквач.  Также  были  выдвинуты
смешанные мнения. Доктор Д.В.Грайв, анатом, специализирующийся на ходьбе  
		
	
					
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz